Rose debug info
---------------

«Но вежливость — это же важно!»

Получил на вчерашний совет про избыточную вежливость хороший комментарий.
«Приторная вежливость действительно раздражает и даже кажется издевательской, но отсутствие вежливых слов производит впечатление, что тобой руководят, командуют».

Дело тут не в каких-то определенных словах даже, а в том, насколько отправитель думает о получателе. Лучше всего разобрать на примере. Вот два письма про одно и то же.

Первый вариант

«Здравствуйте, Александр.
Мы делаем проект по строительству загородных домов из модулей и хотим пригласить вас в качестве спикера. Мы видели ваши выступления на архитектурном форуме, и нам очень близко, как вы относитесь к этой теме, а мы хотим донести до нашей аудитории именно ваше видение.

Вот программа мероприятия и зал, в котором всё будет происходить. Скажите, было бы вам интересно поучаствовать? Если да, напишите нам и мы договоримся об условиях».

И второй вариант

«Здравствуйте, уважаемый Александр!
Вы хотите быть спикером на нашем мероприятии по модульным домам? Мероприятие пройдет 30 ноября в экспофоруме. Пожалуйста, напишите нам, сможете ли вы участвовать, и мы вышлем программу мероприятия. Заранее спасибо за ответ!»

Поглядим, что тут к чему

Почему Александр с большей вероятностью и с большей охотой ответит на первое письмо? Потому что в нём мы сделали сразу несколько несколько шагов ему навстречу.

  1. Сказали, кто мы и чего хотим.
  2. Объяснили интерес: почему выбрали именно этого человека и эту тему.
  3. Сразу дали информацию для принятия решения — программу и описание зала, чтобы человек мог представить себя на этом мероприятии.
  4. Не поставили перед фактом, а задали вопрос: интересно ли? То есть предположили, что человек может и не заинтересоваться, дали ему право на «нет».
  5. Сказали, как действовать дальше и что произойдет: нужно написать ответ и тогда будет договоренность об условиях.

В результате у Александра есть вся информация для принятия решения. И этого решения у него не требуют, а спрашивают.

А во втором варианте отправитель просто решает какую-то свою задачу, не думая о получателе. Не дает получателю инструментов для принятия решений. И еще подспудно ставит Александра в зависимость, заранее благодаря за ответ — как будто человек обязан написать ответное письмо. Ну кому такое понравится?

При этом, заметьте, во втором письме больше формальных признаков вежливости — «уважаемый», «пожалуйста», «заранее спасибо». Но мы даже не говорим о них, потому что сосредоточились на сути. Первое письмо даже без вежливостей выглядит более уважительным к собеседнику.

Поделиться
Отправить
Запинить
 142   1 мес   редактура