Позднее Ctrl + ↑

Шутить про всё

В интернете опять кто-то про что-то пошутил и у всех пошла ноздрями пена. Я по этому поводу могу сказать, что шутить можно про всё. Серьёзно. Иначе мы все обречены.

Озвучил подруге эту мысль и тут же получил по мозгам. Вообще все те два раза, когда я вслух говорил, что шутить можно про всё — небо над горизонтом сразу темнело. Но я, как видите, урока из этого не извлёк.

Почему-то все уверены, что если человек сказал, что шутить можно про всё, то шутить он начнёт прямо сейчас и на самые адовые темы. Вот только встанет так, чтоб всем его было видно, и начнёт.

Подруга спросила, знаю ли я, что такое trigger warning, а я сразу спросил, знает ли она, что такое culture of outrage. «Конечно, знаю!», — сказали мы хором и прервались на минутное гугление.

Так вот culture of outrage — это современная привычка выбешиваться вообще на всё. Стоит вам сказать или сделать что-то безобидное — тут же придёт толпа с вилами и объяснит, почему вы мразь. Количество толп не ограничено.

А trigger warning — это когда вы сначала сами ищете эту толпу (это легко, просто идите на свет факелов) и говорите им, что собираетесь сказать очень, очень неприятную вещь, поэтому, пожалуйста, закройте ушки и глазки.

Мне, конечно, остаётся только склониться перед требованиями современности, но я считаю всё это довольно странным. Ну то есть, мне надо почти в каждом случае предупреждать собеседника, читателя или зрителя, что он увидит что-то такое, отчего у него что-нибудь может случиться внутри головы. Серьёзно, что ли?

Да нам в таком случае надо всем постоянно ходить с табличкой на груди. А я не хочу с табличкой.

***
Была в нашем разговоре и серьезная часть с примером, над которым мне пришлось подумать.

Подруга спросила, будь я в комнате с несколькими людьми, стал бы я шутить, например, про изнасилование, зная на сто процентов, что кто-то здесь испытает от моей шутки ретравматизацию и после этого совершит самоубийство. Или не самоубийство, а впадёт в депрессию и будет вынужден принимать препараты. Или не впадет, а просто в деталях прочувствует заново тот свой травмирующий опыт.

И скорее всего, в этой условной компании человек из шести обязательно найдётся та или тот, кто насилие пережил. Процентов 90%.

И я говорю: нет, не стал бы шутить ни в первом, ни во втором, ни в третьем случае. Но.

Тут-то и появляется то, что позволяет шутить на любые темы. Мне важен вот этот допуск, этот люфт между ста процентами и реальностью — именно он определяет жизнь. Не обязательно в компании есть такой человек, не обязательно я об этом знаю, не обязательно он испытает описанные чувства. И важна способность самостоятельно в конкретной ситуации решить, стоит шутить или не стоит.

Главное, не дойти до того, чтобы отнять у человека право капитально облажаться со своей шуточкой.

Настоящая причина

Наблюдаю, как Марина стремительно заканчивает собирать огромный пазл с потолком Сикстинской капеллы.

— Знаешь, Марина, мне кажется, это ты начала всю эту пандемию с карантином.
— В смы-ысле?!
— Ты просто хотела побыстрее собрать свой пазл на 5000 кусочков. И мне теперь заранее понятно, что мы просидим дома минимум до июня. Потому что у тебя ещё второй пазл стоит, на 3000!
— Не, ну я же не буду второй собирать сразу после первого.
— А, то есть нас, как с испанкой, ждёт вторая волна эпидемии. Более короткая и смертоносная.

Внимание, отвечают знатоки

Слушайте. Если вдруг вы не знаете ответа на рабочий вопрос, пожалуйста, не пытайтесь этот ответ придумать.

В отношениях «заказчик-исполнитель» мы сталкиваемся с этим удручающе часто. Из нашего, из редакторского: приходит заказчик с задачей, мы задаём ему вопросы. Вопросы неизбежны и от ответов зависит, что мы будем делать, а чего не будем, и как это делать, и сколько это будет стоить, и какую пользу принесёт.

Спрашиваем часто не о тексте, а о бизнесе, и бывает, что заказчик не знает ответа. В этом нет вообще ничего страшного! Да, кому-то обидно признавать, что чего-то не знаешь, тем более о своей компании. Я сам ужасно не люблю говорить, что я чего-то не знаю, не понимаю, не разобрался или не сделал.

В этот момент важно удержаться от того, чтобы начать изобретать ответ на ходу. Иначе создаётся такая иллюзия знания, из-за которой вы потратите время, усилия и деньги заказчика на решение не той задачи. Ну и вообще, нельзя решить задачу, если условия заданы неверно.

Исполнителю же, в свою очередь, нужно внимательно следить за тем, что и как ему говорят. Во-первых, по человеку просто видно, когда ответ рождается у него одновременно с речью — по паузам, качаниям головы, лирическим отступлениям и взглядам в пространство. А во-вторых, ответ не основан на фактах и на цифрах. Большинство вопросов всё же подразумевают какие-то метрики, статистику.

Даже если вы видите, что ответ придумывается на ходу — лучше не прерывать, а спокойно и внимательно дослушать до конца. Хотя бы для того, чтобы понять ход мысли собеседника. А потом уже начать вместе смотреть в статистику, какой бы они ни была, озвучивать критерии и гипотезы.

Короче, тот, кто готов сказать «я не знаю», сформулировать критерии и выяснить реальное положение дел — красавчик. Сделать так в сто раз лучше, чем немедленно дать уверенный и стройный ответ, который имеет мало общего с действительностью.

Предательство кукурузы

Марина пришла с кухни, в руках мисочка с ложкой:
— Пока ты тут занимался чёрт-те чем, у меня там произошла целая драма!

Вообще-то я занимался не чёрт-те чем, а убивал босса, но будем честны — нет никакого смысла объяснять. И уж тем более на пороге драмы.
— Говори же!

— Я захотела плавленого сыра! — заиграли тревожные скрипки. — Взяла в холодильнике сыр, и тут подумала, что на бутерброде сыру будет значительно лучше. Поэтому я прихватила масло... В тостер положила кусочек хлеба... и... И тут подумала: разве же можно взять и не заедать бутерброд кукурузкой?! Нет! Нельзя! И вот представь: я — с сыром, с хлебом, открыла банку кукурузы, съела первую вилочку и — сейчас будет трагическая кульминация — поняла, что... не хочу кукурузку!

Тревожные скрипки взвизгнули и оборвались. Так в литературе, кино и жизни женщина добивается прощения мужчины, которого жестоко отвергла и который много лет пытался её забыть. И вот он наконец оттаивает и заключает её в объятия... и в этот момент она отчетливо понимает, что любви-то на самом деле нет.

— И ту-ут, — марининой жестокости буквально не было предела, — я увидела на верхней полке творог. И поняла — вот оно, я на самом деле хочу творог.

На глазах у кукурузы, понимаете?!
Я даже покосился на мисочку — в ней белыми торосами лежал разлучник-творог, и вишенки из варенья смотрелись в нём как-то особенно порочно.

Не играйте с едой. И с чувствами не играйте.

Что помогает чувствовать себя хорошо

Я в общем люблю чувствовать себя хорошо. И провожу иногда (под день рождения обычно) ревизию собственной головы, чтобы понять, по каким вешкам я там сейчас ориентируюсь. Так вот, есть несколько мыслей — и возникших изнутри, и пришедших снаружи — которые помогают мне чувствовать себя хорошо.

В своей жизни ты главный. Твоя жизнь — это всё, что внутри, и буквально чуть-чуть снаружи. И кроме тебя, у тебя там внутри никого нет. Давай ты будешь ориентироваться на себя самого, потому что, знаешь, больше не на кого.

А вот в жизни вообще — ты не главный. В каждый момент и в каждой ситуации мир прекрасно проживет без тебя и не заметит. Тебе никто ничего не должен.

Есть мнение, что никто никому ничего не должен. Может, и так, но я не очень его разделяю в такой формулировке. Вот лично мне — никто не должен. А у меня самого есть какие-то обязанности, привязанности — мне так комфортней.

Если ты чувствуешь себя плохо — не обязательно сразу с этим что-то делать. Не бросайся натужно улучшать. Замри. В большинстве случаев всё пройдёт само и довольно скоро и нет этому особой причины. Просто сейчас самое время пойти помыть посуду.

Тебя никто не может обидеть. Вообще никто никого не может обидеть. Обидеться ты можешь только сам. Только сам. К слову об «оскорблениях чувств». Сложно придумать более разрушительную вещь, чем обида.

Будь доволен, когда ты доволен, и доволен, когда ты недоволен. Кажется, что недовольство возникает тогда, когда что-то идёт не так, неправильно. Но нет, обычно всё идёт как надо — и это просто я почему-то недоволен. Почувствуй разницу между «это неправильно — и поэтому я недоволен» и «все нормально, просто я почему-то недоволен». Во втором случае положение становится управляемым и поводья у меня в руках.

Ощущение, что «что-то неправильно», «так не должно быть», «я так не хочу», «я так не могу» — это всё убеждения. Убеждения — это твой грубый фильтр реальности, который отфильтровывает вообще почти всё.

Обращай внимание туда, где хочешь, чтобы что-то появилось. На работу, на проблему, на человека, на себя. Нет ничего более ценного. Вообще главная человеческая способность — это направленный поток внимания.

И... и была ещё какая-то мысль, но я забыл.

Ранее Ctrl + ↓