Заметки редактора и человека
РассказыПортфолиоТелеграмklinovg@gmail.com

Лучше не знать, чем придумать ответ

Слушайте. Если вдруг вы не знаете ответа на рабочий вопрос, пожалуйста, не пытайтесь этот ответ придумать.

В отношениях «заказчик-исполнитель» мы сталкиваемся с этим удручающе часто. Из нашего, из редакторского: приходит заказчик с задачей, мы задаём ему вопросы. Вопросы неизбежны и от ответов зависит, что мы будем делать, а чего не будем, и как это делать, и сколько это будет стоить, и какую пользу принесёт.

Спрашиваем часто не о тексте, а о бизнесе, и бывает, что заказчик не знает ответа. В этом нет вообще ничего страшного! Да, кому-то обидно признавать, что чего-то не знаешь, тем более о своей компании. Я сам ужасно не люблю говорить, что я чего-то не знаю, не понимаю, не разобрался или не сделал.

В этот момент важно удержаться от того, чтобы начать изобретать ответ на ходу. Иначе создаётся такая иллюзия знания, из-за которой вы потратите время, усилия и деньги заказчика на решение не той задачи. Ну и вообще, нельзя решить задачу, если условия заданы неверно.

Исполнителю же, в свою очередь, нужно внимательно следить за тем, что и как ему говорят. Во-первых, по человеку просто видно, когда ответ рождается у него одновременно с речью — по паузам, качаниям головы, лирическим отступлениям и взглядам в пространство. А во-вторых, ответ не основан на фактах и на цифрах. Большинство вопросов всё же подразумевают какие-то метрики, статистику.

Даже если вы видите, что ответ придумывается на ходу — лучше не прерывать, а спокойно и внимательно дослушать до конца. Хотя бы для того, чтобы понять ход мысли собеседника. А потом уже начать вместе смотреть в статистику, какой бы они ни была, озвучивать критерии и гипотезы.

Короче, тот, кто готов сказать «я не знаю», сформулировать критерии и выяснить реальное положение дел — красавчик. Сделать так в сто раз лучше, чем немедленно дать уверенный и стройный ответ, который имеет мало общего с действительностью.

Отправить
Поделиться