Заметки редактора и человека
РассказыПортфолиоТелеграмklinovg@gmail.com

«Как вы видите себя в нашей компании»

Знакомая спрашивает: подскажи, какие вопросы на собеседовании задавать маркетологу? Я не маркетолог, а редактор, но давайте порассуждаем логически, как мы можем моей знакомой помочь.

На мой взгляд, собеседование — это довольно поздняя стадия, а вопросы и предпосылки этих вопросов начинают формироваться сильно раньше. Я бы отмотал цепочку назад:

  • чтобы понять, какие вопросы задавать на собеседовании, надо сначала понять, что написать в вакансии;
  • чтобы написать вакансию, надо понять, чего компания хочет от маркетолога;
  • для этого, в свою очередь, надо разобраться, чего в принципе хочет компания.

Мы добрались до источника, отсюда начинаем раскручивать в обратную сторону, сверху вниз.

Допустим, наша компания — это автошкола. Что нужно автошколе? Нужны ученики. Учеников чему-то учат, они откуда-то берутся и по какой-то причине приходят именно в эту школу. У школы есть какие-то ценностные сообщения.

Например, такие:

  • единственная официальная детская автошкола;
  • обучение не просто «на права», а по-серьезному;
  • автоматизированный автодром.
    Может быть, есть какие-то еще, надо сформулировать. Гипотеза в том, что эти ценностные сообщения приводят учеников.

Теперь ученики: откуда они берутся?
Предположим:

  • звонят с сайта;
  • пишут из соцсетей;
  • приходят по сарафану от бывших учеников;
  • рядом живут и ходят мимо каждый день.

Начиная с этого момента, можем уже предполагать, чего хочется от маркетолога.
Например:

  • школа не знает, откуда приходят ученики, ну не учитывали никогда → нужно разобраться, откуда идет аудитория, прошерстить базу учеников.
  • школа знает, что почти все пишут с сайта → нужно выяснить, откуда они на сайт попали, улучшить сайт, настроить туда рекламу.
  • школа знает, что это сарафан → нужно организовать работу с базой бывших клиентов, рассылки, прозвон.

На этом этапе школа знает, чего хочет в принципе, имеет некое понимание аудитории и того, чего хочет от маркетолога. Теперь благодаря проделанной работе можно сформулировать вакансию.

«Маркетолог в автошколу.
Цель: привлечь учеников в автошколу, продвигать новую, первую в городе детскую автошколу.

Задачи:
— определить источники аудитории;
— проработать базу существующих клиентов;
— определить приоритетные каналы привлечения лидов;
— наладить учет метрик;
— ...»

Можно чуть более по-русски написать:
— определить, откуда в школу приходят ученики;
— получить от уже прошедших обучение учеников отзывы и сделать им рекламное предложение;
— определить, где эффективнее всего давать рекламу;
— посчитать все показатели;
— ...»

Теперь вакансия выглядит не абстрактно, а фактически описана как задача. Кандидат может подготовиться к собеседованию, описав свои шаги к решению задачи. Это избавит автошколу от необходимости мучительно придумывать, что бы такое у него спросить.

Но если кандидат сам не спешит рассказывать, я бы среди прочего спросил что-то такое:

Работали ли вы в похожих проектах?
Какая информация вам понадобится для начала работы?
Что вообще вы планируете делать?
Какие инструменты будете использовать?
Как вы сможете понять, что ваши действия результативны?
А как мы сможем понять, что у вас успех?

Отправить
Поделиться